Влияние содержания кинопродукции на эмоциональное состояние подростка

Сообщение об ошибке

Notice: Array to string conversion в функции eval() (строка 16 в файле /var/www/zdemaista/data/www/zdemaista.ru/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Статья в Научно-исследовательском журнале: «Алтманах Родительского университета». Выпуск №5 М. «Планета» 2016

ВЛИЯНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КИНОПРОДУКЦИИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКА

  В современном мире продолжается дискуссия о влиянии кино и видео продукции на несформированный организм и психику подростка. Именно они являются самыми активными зрителями, при условии, что сегодня повсеместно наблюдается ослабление родительского внимания к детям и связи поколений. В противовес кино, киногерои и сюжеты фильмов оказывают сильнейшее воздействие на формирование у подростка его отношения к себе, к семье, к социуму и противоположному полу. Зачастую оно сопровождается агрессией, цинизмом и насилием, жестоким характером поступков, ростом процента детской преступности. И как следствие – формируется установка на жизнь без собственной семьи и ее влияния. Эта проблема активно обсуждается в специальных и психолого-педагогических кругах. Превращение ребенка во взрослого – сложный и драматический процесс, на ход которого влияет огромное количество разнообразных факторов: от генетики и физиологии до се- мейных отношений и кино. Стоит разобраться, в механизмах влияния сюжетной линии кино и телевидения, в которых эротика, насилие и цинизм, становятся запускным механизмом агрессивности подростков.

При рассмотрении этого вопроса выделим ряд специфических особенностей самого подросткового периода.

1. Пубертатный период детей характеризуется активными гормональными изменениями, когда лютеинизирующий гормон стимулирует секрецию эстрогенов и прогестерона в яичниках девушек, и секрецию тестостеронов в яичках юношей.

 Высокий уровень тестостерона способствует повышению вербальной и физической агрессии, грубости, дракам, насилию. Это справедливо, в большей степени, для юношей. Подростковый период – период первой влюбленности и первых проявлений сексуальности. Проявления могут носить, как прямой, так и косвенный характер: "язык" телодвижений, появление особой лексики, необычного поведения, интерес к литературе и кинопродук- ции сексуально-эротического характера. С одной стороны закономерности физического развития приводят подростков к агрес- сии и сексуальности, а с другой – внешние факторы (как реклама, СМИ, печатная продукция и в большей степени кинопродукция), усугубляют этот процесс, вызывая так называемое, неэффективное половое возбуждение (возбуждение, которое не заканчивается половым актом). При критическом накоплении такого возбуждения, у подростка появляется неконтро- лируемая агрессия.

2. Недостаточно сформировавшаяся самооценка подростка ведет к утверждению в мас- кулинности у юношей, выраженной в агрессии и силе, и фемининности у девушек, выраженной в мягкости и повышенной эмоциональности. В этот период наблюдается усиление принципиальной асимметрии половых ролей, что определяет потребность к взрослению, понимаемому, как зеркальное отражение внешней, видимой им стороны жизни взрослого: от формирования "идеальной" фигуры, как у кумиров, до употребления алкоголя, табака и ненормативной лексики. Что навязывается и усиливается кинематографом. Возникают такие противоречия, как желание быть таким же, как все его сверстники, и, одновременно, формирующаяся потребность выделиться, обратить на себя внимание, стать независимым. Проведенные автором исследования по теме «Твои ценности и идеалы в кинематографе» показало, что в этот период идеалами для подростков являются те актеры и актрисы, которые социально состоятельны и престижны. Следовательно, они начинают копировать фигуры, лица, прически, стиль одежды, манеры и прочие внешние факторы, так как эта иллюзорная оболочка, как им кажется, приводит к материальным благам и успешнойсоциализации.

Анализ поведения девочек-подростков, позволяет говорить, что желание быть похожей на свою любимую кинодиву или героиню ведет к тому, что доминирует стремление «перенять», не только внешний образ, стиль поведения, в том числе и сексуальность, но и образ жизни. Они начинают заниматься фитнесом, подгоняя свою фигуру под "стандарт", как у ге- роини, рассуждать также, увлекаться теми же занятиями. У тех, кто стал свидетелем сцен насилия и жестокости в кино, формируются циничные суждения о мужчинах и жажда мести. Происходит перенос негативного отношения на отца, братьев и на мужчин в целом. Как следствие, формируется типы поведения: от распущенности, до полной закрытости. В любом случае наблюдается повышенная тревожность, астенические состояния, переходящие в агрессию. Если у родителей с подростком не выстроены доверительные отношения, то к моменту пубертатного возраста ребенка, родители становятся не интересными и не авторитетными. Подросток попросту перестает их слышать. Появление супер-киногероя изменяют привычный мир ребенка и вместо "подрастешь-узнаешь", появляется подробная инструкция, слетевшая с уст киногероя который не только красиво рассказывает, но и демонстрирует то, о чем стыдливо умалчивают родители. Особую роль в этом играют молодежные сериалы. В них хитросплетения любовных отношений и многочисленные связи наглядны и доходчивы. А главное – разрешаются интересные, в этом возрасте, вопросы взаимоотношений полов и взаимности чувств.

Личные наблюдения автора и беседы с подростками показали, что юноши-подростки копируют не только внешний образ героя, но и стиль отношения к женщине: суждение о женщинах в целом, формы общения, спонтанная агрессивность, беспорядочность в связях.

3. Известно, что значимые взрослые, окружающие подростка, формируют характер и установки, его мироощущение и морально-этические правила, которым он будет следовать в дальнейшем. Уклонение родителей от эмоционального контакта с ребенком, рассмотрение его, как незначимого в этом жестоком мире, побуждают детей искать альтернативу, что может формировать агрессивное поведение в подростковом возрасте. Является фактом, что родители мало, либо вообще не ведут с детьми разговоров о нравственности, половых отношениях между мужчиной и женщиной, а также гендерных ролях, а порой показывают примеры, далеко не нравственного характера. Это обстоятельство побуждает ребенка искать модели поведения в средствах массовой информации, кино и телевидении, или у "просвещенных" ровесников. Зачастую родители убеждены (если имеют подобный опыт своего детства), что ребенок может познать все сам из внешней среды. Однако, внешняя среда, в настоящее время значительно изменилась не в лучшую сторону, но в большинстве случаев, для родителей это играет незначительную роль. Во время общения с родителями, автором выявлено, что многие из них откладывают доверительный разговор о половом воспитании и гендерном образовании детей из лучших побуждений.

Родителям стоит задуматься о важности и временных рамках полового воспитания и у девочек. В процессе исследования было выявлено, что пристрастие к кинопродукции у подрост- ков носит особенно глубокий характер в тех, семьях, где отсутствует (либо находится на низком уровне) эмоциональный контакт подростка с матерью, особенно в отношениях «мама-дочь». Не находя в семье внимания и понимания, подросток все больше уходит в мир сериалов и кинофильмов, находя для себя пространство понимания и принятия его личности и поступков.

Опираясь на исследования физиологов и психологов, на личный опыт прямого наблюдения за детьми и подростками и беседы с их родителями, можно сделать следующие выводы:

1. Просмотры фильмов со сценами насилия и эротикой, в пубертатном периоде способствуют деформации восприятия роли противоположного пола и усилению агрессии.

2. Как гипопротекция, так и гиперпротекция родителей приводит к акцентуации подростка, выраженной в демонстративности, аутоагрессии, истериках, замкнутости и т. д.

3. Подростки являются самой уязвимой аудиторией. Сцены насилия способствуют их неэффективному половому возбуждению и неадекватному поведению.

4. При отсутствии системности просвещения, в период слабо сформированной самооценки и социализации происходит искажение половой роли самого подростка.

5. Отстутсвии должного внимания родителей к детям ведет к получению суррогатных знаний, извлеченных из фильмов.

6. Свободный доступ подростков к фильмам со сценами насилия и эротики и отсутствие альтернативы образов героев, которые бы соответствовали современным требованиям к человеку, а именно – порядочности, честности, целеустремленности, доброты и т.д., ведет к снижению морально-этических норм и агрессии. Для разрешения проблемы требуется на всех уровнях актуализация различных форм работы с родителями, т.к. на них возлагается основное обучение детей.

Повышение родительской компетенции, с внедрением образовательных программ, в которых отражается развитие личности от внутриутробного периода, до подросткового возраста-самого сложного в аспекте отношения с родителями, семьей и обществом. Важно активное внедрение передовых учебных технологий, тренингов, детско- родительских творческих площадок, совместных познавательных экспедиций и других форм работы с семьей, с целью обучения стрессоустойчивости, трансформации деструктивных эмоций родителей и детей, а так же квалифицированная передача знаний и поддержка в области семьеведения и гендерной психологии. Все это может стать дополнительным ресурсом в формировании здорового общества и семьи.

Л.Л. Юрлова, к.б.н., Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (филиал), г. Новосибирск, Россия